Как российское правительство собирается сдерживать биржевые цены на бензин

С 1 апреля в России вырастут нормативы для нефтяных компаний по продажам топлива на бирже. Обязательные поставки увеличатся в полтора раза — до 15% от уровня производства для бензина и до 7,5% для дизеля. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Козак. Эксперты полагают, что такое решение было принято для уменьшения степени влияния производителей на стоимость топлива.

Как российское правительство собирается сдерживать биржевые цены на бензин 1

Действующие для нефтяных компаний нормативы по обязательным поставкам топлива на биржу в скором времени будут увеличены в полтора раза. В марте соответствующий приказ представят Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго. А в силу предлагаемые изменения вступят с 1 апреля 2019 года. Такое заявление в среду, 30 января, сделал курирующий вопросы оборота топлива вице-премьер Дмитрий Козак.

«В марте приказ (ФАС и Минэнерго, касающийся рекомендованных объёмов торгов топливом на бирже. — RT) будет готов, с 1 апреля мы планируем установить следующий удельный вес поставок топлива на биржу: 15% для бензина и 7,5% для дизельного топлива», — цитирует ТАСС Козака.

Новые нормы означают, что нефтяные компании должны будут продавать через биржу не менее 15% от произведённого ими бензина и 7,5% дизельного топлива.

Напомним, что ФАС предложила повысить минимальный объём продаж топлива на бирже в мае 2018 года, после резкого подорожания бензина в России. По оценке антимонопольной службы, одной из причин роста цен стало то, что нефтяники снижали поставки горючего на внутренний рынок, предпочитая экспортировать сырьё.

Эксперт-аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачёв в беседе с RT подчеркнул, что сейчас на внутреннем рынке нет дефицита топлива, а увеличение доли обязательных продаж топлива через биржу служит не для обеспечения рынка, а для уверенного удержания оптовых цен.

«На бирже формируется рыночная цена, на которую ориентируется оптовый рынок. Чем больше объём предложения на бирже, тем меньше шансов, что оптовые цены будут расти», — отметил Калачёв.

В свою очередь, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что подготовленные ФАС и Минэнерго изменения направлены на сдерживание роста цен.

«Аналитика показывает, что, как только продажи опускаются ниже 15% по бензину, цены начинают идти вверх. Для того, чтобы уменьшить влияние производителей и поставляемых ими объёмов на стоимость топлива, было принято решение об увеличении нормативов», — пояснил RT Аркуша.

Ещё в ноябре 2018 года правительство и нефтяные компании подписали соглашение о мерах по стабилизации ситуации на топливном рынке. Нефтяники обязались зафиксировать оптовые цены на бензин и дизель на уровне июня, а также увеличить поставки топлива на внутренний рынок. Соглашение действует до 31 марта 2019 года.

Евгений Аркуша полагает, что введение новых нормативов по поставкам на биржу с 1 апреля привязано к срокам завершения этого соглашения.

Договорные условия

По данным Росстата, с начала года по 28 января розничная стоимость бензина выросла на 0,6%, дизельного топлива — на 0,9%. При этом за последнюю неделю цена бензина на АЗС не изменились и составила 43,77 рубля. Дизельное топливо подорожало на 1 копейку — до 47,24 рубля.

«С учётом роста НДС и инфляции повышение в пределах 1% — это хороший результат. Многие эксперты прогнозировали более существенный рост», — прокомментировала RT эту статистику заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари» Анна Кокорева.

По прогнозу эксперта, дальнейшая динамика цен на горючее будет зависеть от цен на нефть и эффективности правительственных мер регулирования.

Условия договора с правительством позволяют нефтяным компаниям поднять цены на заправках в январе для компенсации роста НДС с 18 до 20%, но не более чем на 1,7%. С февраля повышение возможно только в пределах среднего уровня инфляции в стране.

Дмитрий Козак также сообщил, что правительство не намерено продлевать договорённость с нефтяниками после 31 марта, если меры по сдерживанию роста цен на моторное топливо окажутся эффективными.

«Мы надеемся, что от этого ручного механизма нам удастся отказаться, а рынок останется стабильным. И мы удержим динамику роста цен на уровне инфляции, при этом без резких скачков — не с 1 февраля сразу на 4%, а равными долями», — сообщил Козак.

Сдерживать рост цен на топливо призваны новые механизмы, прописанные в пакете законов о завершении налогового манёвра, которые начали действовать с 1 января. Речь идёт об обратном акцизе на нефть, поставляемую на российские НПЗ, а также демпфирующем акцизе, который будет учитывать выгодность экспорта нефтепродуктов.

Алексей Калачёв считает, что для стабилизации цен достаточно обязательных поставок топлива на биржу.

«Замораживание цен на оптовом рынке произошло на достаточно высоком уровне, сформированном при дорогой нефти и дешёвом рубле. С тех пор нефть потеряла примерно четверть стоимости. Пока она вновь не подорожала, этого задела хватит, чтобы спокойно пережить даже произошедшее повышение ставок акцизов на моторные топлива», — пояснил Калачёв.

По оценке эксперта, если соотношение котировок на нефтяном и валютном рынках сохранится на сегодняшнем уровне, то динамику розничных цен на бензин и дизель удастся удержать в пределах 4,5—5%.