Разрешение независимым АЗС устанавливать цены на 4% выше, чем у нефтяных компаний, не приведёт к росту стоимости топлива. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, если крупные и мелкие игроки будут получать нефтепродукты примерно на равных условиях, разница в ценниках будет постепенно выравниваться. Эксперты полагают, что новые правила дадут возможность независимому бизнесу вновь стать прибыльным, поскольку конкуренция не позволит участникам рынка держать цены выше, чем у нефтяников.

Независимым АЗС разрешили держать более высокие цены на бензин

Стоимость топлива не вырастет в связи с разрешением независимым АЗС устанавливать цены на 4% выше, чем у нефтяных компаний. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, существуют предпосылки, что разница цен будет выравниваться, если поставки нефтепродуктов начнут осуществляться на равных для всех условиях.

Замглавы ФАС пояснил, что речь идёт о рекомендованных соотношениях между ценами, которые в силу особенностей реализации топлива независимыми и крупными игроками могут отличаться примерно на 4%. При этом заявленная разница определяется для условий, когда независимые АЗС имеют возможность получать топливо в мелкооптовом звене по ценам, рекомендованным правительством в каждом регионе.

«Вертикально интергрированные нефтяные компании (ВИНК) расположены преимущественно в местах более концентрированного потребления — в крупных городах, на трассах. Независимые АЗС часто представлены в других местах, и в этом смысле между ними объективно существует разница в цене», — цитирует ТАСС Голомолзина.

Голомолзин сообщил, что доля продаж независимых АЗС в стране составляет примерно 30%, ВИНК — 70%. При этом по количеству заправок примерно 60% принадлежит небольшим игрокам, а 40% — нефтяным компаниям.

Замглавы ФАС также отметил, что сейчас нет предпосылок для дополнительных проверок независимых АЗС, помимо тех, которые проводятся на регулярной основе.

Ранее правительство поручило ФНС и ФАС провести плановые проверки независимых автозаправок, обратив особое внимание на организации, которые завышают цены на топливо более чем на 4%.

Сближение по «ценникам»

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что разъяснение по поводу возможности для небольших заправок держать цены выше на 4% не означает, что они их тут же поднимут. По его словам, заявленная разница — не обязательный к исполнению рубеж, он может быть меньше или больше.

«Есть регионы, где стоимость топлива примерно одинаковая с нефтяными компаниями, если входная цена позволяет работать на такой доходности. Есть регионы, где разница может быть больше 4%. Например, если нет возможности купить топливо в мелком опте и приходится покупать, например, зимний дизель только на бирже, где сегодняшняя цена существенно выше, чем индикативная цена, указанная в соглашении правительства и нефтяных компаний. Если ты покупаешь на бирже и можешь это доказать надзорным органам, то претензий не будет», — подчеркнул Аркуша.

Аркуша отметил, что после снижения стоимости зимнего дизеля в ряде регионов на 10—12 тыс. рублей за тонну (в соответствии с соглашением правительства и нефтяников) произошло сближение цен независимых АЗС и ВИНК.

Аналитик «Финам» Алексей Калачёв напоминает, что первоначально речь шла о том, что розничная цена может отличаться на 4% от установленных правительством мелкооптовых цен на моторное топливо. По словам эксперта, если АЗС, принадлежащие крупным нефтяным компаниям, смогут без труда удерживать эту планку за счёт перераспределения доходности внутри холдингов, то независимым это будет сделать сложнее — им нужно не менее 5%, чтобы удержаться на плаву. Теперь, когда таким компаниям позволено превышать на 4% не индикативную цены, а цену АЗС ВИНК, теоретически этого должно хватить, чтобы бизнес независимых АЗС вновь стал прибыльным.

«Вместе с тем конкуренция не позволит держать цены намного выше установленных. Задрав цену выше, чем у конкурентов, независимые игроки могут потерять последних клиентов, поскольку автовладельцы предпочтут сетевые заправки нефтяников, где ниже цены и выше доверие к качеству бензина. Похоже, что принятые меры позволят удерживать цены на розничном рынке топлива на установленном уровне», — отметил Калачёв.

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева предположила, что пока нет гарантий, что со снижением оптовых цен выравняются и цены на независимых АЗС.

На совещании 31 октября 2018 года правительство и крупнейшие российские нефтяные компании договорились о мерах по стабилизации цен на внутреннем рынке горючего. Нефтяники обязались с 1 ноября и до конца года зафиксировать оптовые цены на бензин и дизель на уровне июня 2018 года. Компании также условились увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% по отношению к соответствующему периоду 2017 года.

Все договорённости прописаны в соглашении, которое, как сообщил вице-премьер Дмитрий Козак, будет действовать до 31 марта 2019 года. В случае необходимости данный срок может быть продлён.

В итоговом тексте документа зафиксированы конкретные цены. Средняя оптовая цена бензина марки АИ-92 до 31 марта 2019 года должна составлять не более 53,5 тыс. рублей на тонну, АИ-95 — не более 56,65 тыс. рублей на тонну. Летнее дизельное топливо должно стоить не более 51,2 тыс. рублей на тонну, а зимний дизель — не более чем на 2,4 тыс. рублей дороже.

12 ноября на совещании президента Владимира Путина с членами правительства Дмитрий Козак сообщил, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована. По его словам, цены заморожены и будут сохраняться до конца марта 2019 года с учётом инфляции и изменений в налоговом законодательстве.

Внутреннее преимущество

Между тем в России снова стало выгодно продавать бензин. В ноябре 2018 года цена на внутреннем рынке выравнялась по отношению к экспортной альтернативе (выгода от продажи топлива за рубеж), а в середине декабря продавать на внутреннем рынке стало прибыльнее, чем отправлять на экспорт. Об этом говорится в презентации заместителя министра энергетики Павла Сорокина. Согласно документу, в Центральном федеральном округе маржа составляет 4,2 рубля на литр топлива АИ-92.

«Сейчас оптовой-розничная маржа находится на уровне 2014 года. Ситуация стабилизировалась», — цитирует ТАСС Павла Сорокина.

Анна Кокорева отмечает, что внутренний рынок нефтепродуктов стал выгоднее прежде всего за счёт снижения цен на нефть.

«Экспортные цены на топливо также упали. В связи с этим цена нефтепродуктов на внутреннем рынке перестала быть невыгодной», — считает Кокорева.

Калачёв подчеркнул, что внутренний рынок вновь стал интересным для НПЗ благодаря заморозке цен на готовый продукт на достаточно высоком уровне, а также неожиданному снижению стоимости сырья для него.

«Ранее высокая цена нефти в пересчёте на дешевеющий рубль приводила к тому, что стоимость барреля нефти поднималась выше 5500 рублей. Сейчас эта цифра снизилась до 3900 — почти докризисный уровень. С учётом экспортных пошлин нефть для НПЗ обходится на четверть дешевле», — сообщил Калачёв.

По данным Росстата, за неделю средняя розничная стоимость бензина в России практически не изменилась и составила 43,48 рубля за литр. Дизельное топливо подорожало за неделю на 0,4%, до 46,49 рубля. С начала 2018 года рост стоимости бензина составил 9,4%, дизеля — 14,5%.